Лантимос и его фаворит

«Фаворитка» — это фильм, который заставит вас блевать в вазу от счастья

Эссе 567 слов 31 января 2019 872

Новая картина Йоргоса Лантимоса получила сразу десять номинаций на «Оскар». Кажется, можно наконец порадоваться за человека, который снял такие сильные авторские фильмы, как «Лобстер» и «Убийство священного оленя», но чуткий зритель, уже знакомый с творчеством режиссера, тревожно задумается: в чем причина такого теплого приема среди членов киноакадемии? Фаворитка проще, ярче, актуальнее и понятнее. В отличие от предыдущих работ, пропали бытовые абсурдные диалоги а-ля «в конце февраля кончится зима», зато появилась красивая и дорогая картинка дворцовой жизни Англии XVIII века, а также «ЛГБТ-драма», на что, кстати, очень падок состав жюри «Оскара».

Конечно, можно упрекать автора за то, что его новый фильм больше не похож на музейное пространство эпохи постмодерна, которое наполнено сухостью, иронией и сарказмом, но разве это не будет тревожным звоночком маленького и сморщенного консерватора, который прячется в каждом из нас? «Фаворитку» нельзя было снимать по законам предыдущих фильмов Лантимоса, иначе это был бы провал. Главные герои теперь не простые люди среднего класса, которым тошно от их бессмысленной и глупой жизни, а представители голубых кровей позапрошлого столетия с иным восприятием окружающего мира.

В центре сюжета — отрезок жизни королевы Анны во время англо-французской войны. Парламент разделен: консерваторы хотят добить Францию, а оппозиция старается убедить королеву остановить войну, которая может разорить страну. Однако властительница глупа, больна, капризна и подвергнута вспышкам гнева. Подруга королевы — леди Сара, она же герцогиня Мальборо, — стремится завоевать доверие правительницы, чтобы продолжить вооруженное давление на Францию. В это время во дворец на работу приезжает дальняя родственница леди Сары: простая служанка Эбигейл, которую отец проиграл в карты, когда той было пятнадцать.

На первый взгляд, «Фаворитка» — стандартный фильм про интрижки внутри королевского дворца, где один предает другого, третий обманывает четвертого, а пятый должен переспать с шестым из-за политической выгоды. Но для кинокартины это просто фасад, за которым режиссер исследует грани человеческого оппортунизма. Леди
Сара и служанка Эбигейл идут на разного рода унижения и жертвы ради лояльности королевы Анны, которая может дать им все, чего они хотят. В то же время, главных героев гложет абсолютное отсутствие глобальной цели: они сами до конца не понимают, зачем нужно массировать вагину королевы и играть по самым подлым правилам дворцовых интриг. Герои ненавидят себя за предательство собственных идеалов, которыми они готовы поступиться, если того потребует ситуация, но не могут отказаться от покровительства высокопоставленной персоны, влияния и денег. Смог бы от этого отказаться любой современный человек?

Особенно радует, что фильм не форсирует лесбийский треугольник и не фокусируется на однополом сексе, как на чем-то крайне важном. Режиссер показывает нам главных героинь как комплексных, глубоких и порой ужасающих созданий: они относятся к сексу лишь как к инструменту, который можно использовать для получения различных благ. Кино исследует человека как абсолютно иррациональную сущность, но делает это уже более очевидно и понятно, не прибегая к постмодернистским конструкциям, отчего можно с точной уверенностью сказать, что перед нами уже немного другой Лантимос, а нет тот, что был в «музейном» «Клыке».

Если все предыдущие фильмы этого режиссера являлись фильмами-идеями, то впервые он снимает фильм-историю. Зрителю же дается привилегия решить для себя, пошло ли это на пользу. Однако можно с уверенностью утверждать, что «Фаворитка» — это довольно рискованный и удачный компромисс между авторским и массовым кино.

На «Фаворитку» нужно идти, потому что это редкий случай, когда авторское кино так хорошо смешивается с массовым.

Похожие статьи

Слёзы Лежи и не двигайся

Настроение: лечь и сдохнуть. Жизнеутверждающий текст о том, что жизнеутверждающие тексты — это полное говно.

Посмотри вокруг За и против Netflix

Ну купи, ну проплати: разбираемся, чем так плох и хорош популярный стриминг-сервис

Рецензия Фильм о маленьком человеке с огромным талантом

Рецензия «Ван Гог. На пороге вечности». О новом облике знаменитого художника, чей образ уже стал штампом.

Рецензия Неисправный «Завод» Быкова

Как подход одного из главных русских режиссёров дал сбой. Рассказываем через рецензию нашумевшего «Завода»

Боль и огонь Не загадывай желание, не совершай ошибку

3 причины, почему твои новогодние желания не сбудутся

Феномен Фабрика счастья

Рассказ о том, как народ спасли от голода