Неисправный «Завод» Быкова

Как подход одного из главных русских режиссёров дал сбой. Рассказываем через рецензию нашумевшего «Завода»

Эссе 458 слов 5 февраля 2019 744

Вопреки раздутому мнению, Юрий Быков никогда не был режиссёром тонким и уж тем более шибко мастеровитым. Уделяя большее внимание содержанию, он нередко делал свои фильмы слишком литературными, «рассказывающими» и агитирующими, а не «показывающими». С другой стороны, нельзя отрицать, что все его работы не лишены искренности, веры в звучащие там тезисы и позиции, поэтому любовь публики к режиссёру можно объяснить — он вполне понятно озвучивал то, что уже долгие годы вертелось на языках граждан. Шутка ли, но сам Быков, нарекаемый голосом поколения, перед съёмками «Завода» захандрил, засомневался в своей гражданской позиции, извинился за создание «провластного» сериала «Спящие» и зарёкся, что в скором времени уйдёт из профессии. Поэтому выход его нового фильма об обманутых работягах с завода, вынужденных похитить владельца предприятия ради выкупа, многие стали ожидать с опаской.

Как и прежде, Быков не рисует одномерных героев, вписывающихся в категории «добро-зло». Однако здесь он так рьяно пытается продемонстрировать факт их неоднозначности, что почти все они теряют свой шарм и становятся фигурками настольной игры с заранее прописанной биографией. Лишь Седой, «предводитель» народного восстания, до поры до времени загадочен и притягателен, но для качественной драмы, которую периодически Быков пытается воскресить в фильме, этого слишком мало.

Однако этих заявленных характеров вполне достаточно для другого кино — не социальной драмы о брошенных и кинутых людях и торжестве несправедливости, а достойного триллера с элементами боевика. И пускай целевая аудитория негодует: уж лучше смотреть на ладно скроенный (хотя и составленный из множества качественных штампов) брутальный саспенсовый развлекательный фильм, чем на очередное заунывное напоминание о наследии 90-х.

Именно в этом сегменте Быкову удаётся поставить напряжённые эпизоды: открытие сумки с растяжкой, продумывание тактики действий заводских и бандитов, пришедших забрать босса, а также взаимоотношения враждующих сторон. Даже стандартизированный саундтрек, который обычно у режиссёра занимает роль фоновой музыки, здесь предельно полезен: впервые Быкову удаётся подчинить музыкальное сопровождение истории, и вот уже вместо традиционного фортепианного наигрыша задействуется композиция со звуками заводских станков. Кажется, такого технически изощрённого и жанрового кино он не снимал никогда.

«Завод» — не только поле противоборства дерзких работяг, осмелившихся поднять руку на власть, коррумпированной полиции и наглых бандюков, но и прежде всего личностный контекст. Это внутреннее противоречие Быкова-творца и Быкова-ремесленникова: тогда как первый совершает подчас несуразные потуги прыгнуть выше головы и оставаться остросоциальным специально для публики, второй, не торопясь, собирает историю, рассказанную уже сотню раз, из готовых деталек, однако делает это увлекательно и в какой-то степени мастерски. К сожалению, в случае «Завода» побеждает первый: чем ближе к концу, тем больше разъясняющих диалогов, монологов и реплик в сторону натужного морализаторства, а, следовательно, и банальных выводов с очевидными трюизмами. Остаётся лишь надеяться, что бывшему голосу поколения хватит смелости снять с себя это бремя и снимать то, что он умеет, а не обслуживать чьи-либо интересы и вкусы.

На «Завод» стоит идти, если вы хотите увидеть самую жанровую работу Быкова.

Похожие статьи

Боль и огонь Купи себе счастье

Платонический культ нищеты или почему бедный человек не всегда может стать богатым?

Феномен Ртутная афиша

Что выходит в кино с 18 по 24 марта: патриотичная тошниловка, драма о сыне-гее, олдскульный жёсткий боевик и триллер с Хлоей Морец

Посмотри вокруг Фильм о тёмной стороне Майкла Джексона

Как «Покидая Неверленд» о растлении малолетних Майклом Джексоном стал заведомо ярчайшим явлением года

Боль и огонь Коммерческая комедия

«Слыш, купи»: почему мы ненавидим торговые центры

Посмотри вокруг Ртутная афиша

Что выходит в кино и на телеэкраны с 11 по 17 марта: триллер с Николь Кидман, дебют Хилла и документалка про Майкла Джексона.

Посмотри вокруг Ртутная подборка

Что посмотреть вместо «Чужого»: 4 недооценённых фильма о космосе