Много шума из ничего

Важен ли «Оскар» на самом деле, или это всего лишь локальное сборище хитрых голливудских продюсеров?

Эссе 525 слов 19 февраля 2019 547

В последнее время нападок на «Оскар» не счесть: одни обвиняют киноакадемию в неуважении к меньшинствам и несоблюдении квот, другие — в излишней политизированности и либеральности. Рейтинги шоу с 2014 года стремительно падают, но каждый февраль споры по поводу справедливости присуждения награды за лучший фильм или актёрскую работу вспыхивают как прежде. Есть, напротив, и те, кто осознанно игнорируют «Оскар» и пренебрежительно относятся к каждому упоминанию этого события. А стоит ли того премия, чтобы о ней так часто говорить?

С одной стороны, понять критиков всей этой затеи можно — у «Оскара» полным-полно недостатков. Например, преференциальное голосование, основанное на политической избирательной системе, которое в рамках кинопремии не может работать должным образом. Или, скажем, несовершенный второй этап выбора лауреата, когда в номинации за лучший грим могут голосовать люди, которые ни черта в этом не смыслят. Не стоит забывать о скандалах с #OscarSoWhite, миллионах неоправданных номинаций и побед, а также добровольную «отставку» Кевина Харта. Актёр снял с полномочия ведущего после новостей о его старых гомофобных постах в Твиттере. Недавнее решение не показывать награждение в нескольких категориях и вовсе вызвало недовольство со стороны многих режиссёров. Это мы еще не хотим вспоминать скандал, когда выяснилось, что академики голосуют за фильмы, которые не смотрели. Давно пора понять, что «Оскар» дефективен, но для чего же он тогда нужен?

Во-первых, это важная награда для людей в технических номинациях. Победа в категории «лучший монтаж» или «лучшее сведение звука» в большей степени справедлива и помогает работнику сферы выйти на новую ступень карьеры. В этих номинациях продюсеры заинтересованы меньше всего, поэтому воздействие на жюри минимальное. Во-вторых, «Оскар» помогает недооценённым кинематографистам сделать огромный рывок: так, например, после победы за роль в «Лунном свете» Махершала Али стал звездой, а Кристоф Вальц и вовсе превратился из завсегдатая независимого кино, о котором никто не слышал, в одно из самых возрастных актёрских откровений (на момент победы ему было больше 50 лет). Проще говоря, это та платформа, которая может дать внушительную популярность любому участнику кинопроцесса. Наконец, важно, что победа на «Оскаре» формирует основной дискурс массового кино следующих лет. Когда общественность взбудоражил расовый скандал, американский мейнстрим ответил любопытным «Прочь» и «Лунным светом».

Однако есть ещё более понятный и важный аргумент: «Оскар» прежде всего для и про голливудских продюсеров, а это значит, что эта влиятельная премия помогает формировать современную индустрию кинопроката и помогает компаниям продвигать своё собственное кино. Воспринимать всерьёз это локальное сообщество, которое остаётся достаточно закрытой консервативной системой, разумеется, не стоит. «Оскар» существует прежде всего не для выявления культурно ценных фильмов, а для поддержания репутации американской киноиндустрии. Одно понятно точно: если вы хотите следить за современным искусством кино, а не за продюсерскими механизмами продвижения, уж лучше обратиться к кинофестивалям, на которые изначально и привозят оскаровских номинантов, будь то Каннский кинофестиваль, Венецианский или фестиваль в Торонто. В их программе вы точно найдёте смелые и провокационные проекты, не отвечающие запросам киноакадемии, но способные переосмыслить более трудные явления и идеи. Впрочем, и там проблем хватает, однако об этом как-нибудь в другой раз.

Похожие статьи

Рецензия Зона отчуждения и скорби

«Чернобыль» — лучший сериал в истории человечества?

Рабочий процесс Не распыляйся

Забей на всё кроме «самого главного» и засунь совести кляп в глотку

Посмотри вокруг Поиск Д’Артаньяна в Южной Пасадене

Как Тодд Филлипс заново изобрёл «Трёх мушкетёров»

Рецензия В нашем доме поселился замечательный сосед

Остросоциальная расчленёнка от самого душевного режиссёра Германии

Рецензия Это была жизнь и она прошла мимо

Вскарабкаться по «Древу жизни» и не умереть со скуки