Все на выход!

Проклятье и панацея эскапизма: почему человечество так хочет убежать

Эссе 545 слов 20 февраля 2019 2521

Вас не устраивает ваша жизнь? Проблемы в учёбе, на работе? Неудачи на личном фронте, бедность и крах самореализации? Никто вас не любит и не понимает? Переживаете стресс или травму? Не переживайте, таких, как вы — большинство. И вовсе не обязательно жить в этом ужасном мире — всегда можно придумать другой и сбежать туда.

Именно так работает один из защитных механизмов нашей психики. От всего пугающего, непонятного и причиняющего боль в этом мире мы склонны прятаться в укрытии, если не материальном, то метафизическом. Если вы думаете, что это удел только дауншифтеров, хикикомори и прочих гиков, то придётся вас огорчить — бегством от реальности могут быть секс, наркотики, еда, путешествия, спорт, работа, хобби и даже сон.

В человеческой природе заложен одновременно деструктивный и спасительный инстинкт побега от действительности, и существует он на протяжении всей нашей истории. Фольклор каждого народа содержит истории об отважных героях, с которыми наши предки могли ассоциировать себя. В легендах и мифах человек мог представить себя полубогом, способным сражать чудовищ и вершить судьбы. Нет удовольствия большего, чем стать неуязвимым Гераклом или Беовульфом, если ты обычный крестьянин, зажатый налогами, страдающий от холода и голода. Былины, песни, сказки и притчи, рассказанные в тесном кругу у костра, становились для человека отдушиной и способом забыть об ужасах того, что ждёт за порогом.

С развитием цивилизации создавались всё более изощрённые способы игнорировать тяжесть бытия. Художественная литература, кино, комиксы и сериалы легли на производственный конвейер, чтобы утолить потребительскую жажду. В свои фантазии король Людвиг Баварский, Толкин, Маркиз де Сад, Уильям Берроуз, Булгаков, Дэвид Линч и чуть ли не каждый второй деятель культуры. Мало того, они ещё и затягивали в вымышленные вселенные толпы последователей. Приглядитесь к фанатам “Властелина колец”, “Гарри Поттера” и “Наруто”, и вы увидите людей, которых не устраивает реальность в её сером, повседневном обличье. Приглядитесь пристальнее, и вы поймёте, что смотрите в зеркало.

С развитием компьютерных технологий начался рай для эскапизма. Быть Букером ДеВиттом, Ларой Крофт или паладином 75 уровня куда приятнее, чем обыкновенным человеком без денег, способностей и целей. Игры и VR идут дальше кино и дают людям иллюзию свободы выбора и контроля, позволяя с головой окунуться в условное Зазеркалье. Целые миры, услужливо созданные разработчиками, ждут киберэскаписта всего в паре кликов, для этого не надо напрягать воображение или отравлять себя специфическими ядами, всё фантастически просто и безопасно. Безопасно ли?

В этом и кроется главная опасность прогресса человечества. Мы так глубоко зарываемся в виртуальность, что “Матрица” может стать не технофобным кошмаром, а раем на Земле для всех и каждого, миром благополучия, где никто не уйдёт обиженным. Только вот в попытке уйти от реальности очень легко потерять себя самого, забыть, что в нашей жизни нет магии и драконов, быстрых сохранений и телепортов. Нет простых квестов и NPC, нет суперсил и читов. И нет ничего проще, чем заиграться и побежать по мосту в свою Терабитию, а на полпути обнаружить, что ни моста, ни Терабитии не было и нет.

При этом нельзя отрицать пользу этого явления для личности человека и общества в целом. Выдуманные вселенные дают приют несчастным и уставшим, лечат психические травмы и развивают воображение. Тем более, когда за окном убивают людей, сжигают книги и травят природу, нет ничего постыдного в попытке спрятаться. Способы эскапизма развивались и будут развиваться в лучшую сторону, делая жизнь легче и интереснее, поэтому нам остаётся только принять эту часть себя и использовать её во благо.

Похожие статьи

Боль и огонь Трэш, угар и содомия

Тест: как хорошо вы помните фильм «Зелёный слоник»?

Боль и огонь Вьетнамские флэшбэки

Как фильмы о войне стали национальной психотерапией Америки

Рецензия Невероятно свирепый, ужасающе злой и мерзкий

Как фильм «Красивый, плохой, злой» заставляет нас полюбить чудовищное

Слёзы Как пережить расставание

Сквозь тысячи ромео и джульет: как расстаться и не сойти с ума

Рецензия Реквием по мстителям

Фансервис и приколы убили драматургию. Капитализм убил смысл