Это была жизнь и она прошла мимо

Вскарабкаться по «Древу жизни» и не умереть со скуки

Эссе 524 слова 23 мая 2019 611

И вот мы видим бесконечный космос. Галактики рождаются и умирают, сталкиваются и танцуют, а туманности сияют во мраке, как глаза всевидящего бога. Пронзительное контральто аккомпанирует это средневековым гимном безумной красоты. Всё застывает и пульсирует в такт женскому голосу, пока музыка не достигает пика, к ней присоединяется хор ангелов и мелодия становится грандиозной, необъятной, она амброзией вливается в сознание, доводя зрителя до эстетического оргазма. Это одно из самых сильных впечатлений, которое можно получить от просмотра кино.

Сон разума Терренса Малика рождает такие шедевры, как «Древо жизни». В списке лучших фильмов последнего десятилетия, составленном американскими кинокритиками для издания World of Reel, эта картина заняа второе место. Трехчасовой артхаус о жизни мальчика (Хантер МакКракен, Шон Пенн), у которого погиб брат, тянется медленно, но величественно. Всё это время закадровый голос цитирует Библию, говорит за героев и поэтично рассуждает о жизни. От большого взрыва до большого горя в семье нас ведут сбивчиво и порой совершенно бессвязно, но в сюжетах Малик никогда не был силён. Ему интереснее выразить свои чувства и передать мироощущение ребёнка (читайте самого себя в детстве), отношение к отцу (Брэд Питт), матери (Джессика Честейн) и миру вокруг. А мир этот полон тайны, красоты и невыразимой грусти.

Каннская пальмовая ветвь досталась фильму благодаря во всех смыслах сошедшимся звёздам. Композитором выступает оскароносный Александр Деспла, а за камерой стоит сам Эммануэль Любецки, делящий с Роджером Дикинсом звание лучшего оператора планеты. Такой триумвират позволил Малику создать кристально чистое киноискусство, высокодуховное, полное визуальных и смысловых аллюзий. И всё же «Древо жизни» бессовестно патетично, перегружено смыслами и чересчур навязчиво в своей специфической религиозности.

Если вы недоумеваете, смотреть-таки фильм или нет, то мы на верном пути. Да, процесс может оказаться утомительным и скучным, но никто не говорил, что кино — дело лёгкое. Просмотр становится куда интереснее, если мы понимаем героев и сопереживаем им, а через них понимаем и режиссёра. Семейная драма и ребёнок с комплексом Эдипа — довольно универсальная история, которая может достучаться до каждого, но куда важнее, как эта история рассказана. Терренс Малик с любопытством заглядывает в лица персонажей, вечно преследует их в попытке докопаться до самых сокровенных уголков души. В то же время он зациклен на себе, и транслирует зрителю бессознательный поток сознания, эмоций, идей, воспоминаний и образов. В итоге мы получаем полную картину жизни одного человека, целой семьи и Жизни как таковой.

Слова с трудом могут передать восторг, который вызовет фильм (да и всё творчество режиссёра) у синефилов, и по этой же причине далеко не каждый оценит стиль Терренса Малика. Всё здесь пропитано флегматичным созерцанием, от которого немудрено потерять интерес. Фестивальное кино всегда было многослойным и «элитарным», но даже аудитория Канн в своё время освистала «Древо жизни». Это заставляет задуматься, стоит ли делать фильм-исповедь о своей жизни в виде косноязычного философского высказывания, пускай и невозможно красивого. Мы имеем то, что имеем, поэтому вопрос остаётся открытым, а картина всё ещё приглашает нас к просмотру своей неоднозначностью.

Похожие статьи

Рецензия Зона отчуждения и скорби

«Чернобыль» — лучший сериал в истории человечества?

Рабочий процесс Не распыляйся

Забей на всё кроме «самого главного» и засунь совести кляп в глотку

Посмотри вокруг Поиск Д’Артаньяна в Южной Пасадене

Как Тодд Филлипс заново изобрёл «Трёх мушкетёров»

Рецензия В нашем доме поселился замечательный сосед

Остросоциальная расчленёнка от самого душевного режиссёра Германии

Боль и огонь Трэш, угар и содомия

Тест: как хорошо вы помните фильм «Зелёный слоник»?