Зона отчуждения и скорби

«Чернобыль» — лучший сериал в истории человечества?

Эссе 461 слово 12 июня 2019 2118

Отнюдь, существует огромное количество куда более интересных, качественных и важных для индустрии сериалов. «Чернобыль» перехвалили, но всё-таки он охуенен. Экранизация аварии 1986 года получилась страшной, неуютной и откровенной. Всего за 5 часов HBO смогли показать весь масштаб катастрофы, её причины и последствия, но сделали это через призму судеб отдельных людей. Отсутствие документальности и упор на личные истории делают «Чернобыль» одним из самых гуманных сериалов, в котором создатели жалеют буквально каждого участника, каждую облучённую собаку, каждого неродившегося ребёнка.

Хвалить за режиссуру, качественную съёмку и хорошую актёрскую игру даже нет смысла. Во-первых, половина команды здесь — прямиком из «Игры престолов», а режиссёр Йохан Ренк поработал в своё время над крупными хитами телевидения. Во-вторых, телеканал уже давно является эталоном по созданию крутых многосерийных фильмов. К тому же снимать невидимую радиационную угрозу очень приятно для бюджета, который можно потратить на реалистичный сеттинг и костюмы. Увы, максимальной достоверности добиться так и не удалось, поэтому история расходится с жизнью в сотне мелочей и одном выдуманном собирательном персонаже. За это, как и за «русофобию», многие наши соотечественники осудили сериал.

На самом деле если в «Чернобыле» и есть фобия, то по отношению к Советскому Союзу со всей его бюрократией и страшными КГБ-шниками. Русские (или украинцы) здесь показаны с достоинством, а под конец даже героически. В перерывах между спасением мира «Черный ворон» поют, водку пьют, голые бегают. Конечно, здесь есть и условно отрицательные персонажи, из-за халатности или упрямства которых гибнут люди, но и они показаны скорее как жертвы системы, в которой советский ядерный реактор ни в коем случае не может быть дефектным. Главные герои в классической троице по типу Гарри, Рон и Гермиона в этом плане условно хорошие, потому что они за правду. Однако разобраться, кто прав, кто виноват, можно только в последней серии.

Так как же у HBO и Sky получилось снять сериал с самым высоким рейтингом, который вдобавок делает зрителя параноиком и экспертом в атомной энергетике? Наверное, всё дело в истории. Реальной, жуткой и трагичной истории, которую смогли подать без пафоса и лишнего драматизма. Несмотря на всё сочувствие, мы наблюдаем за происходящим немного отстранённо, неосознанно дистанцируясь от фонящих обломков и разлагающихся тел. Такой ракурс даёт даже больше вовлечённости в саму ситуацию, роднит нас с Валерием Легасовым (Джаред Харрис), который хочет только одного: чтобы авария никогда не повторилась, а «мирный атом» снова не искалечил тысячи судеб.

Хроника событий может быть неточной, а факты — забытыми или нарочно не упомянутыми, но это не делает «Чернобыль» хуже. Стоит иметь в виду, что события происходили не в точности так, как показано, но до этого теперь никому нет дела. Теперь взрыв на ЧАЭС будет выглядеть в общественном сознании именно так, а не иначе, хотим мы этого или нет. Такая фундаментальная амбициозность вкупе со всеми остальными достоинствами делает шоу достойным просмотра. «Чернобыль» всё ещё не лучший сериал в истории человечества, но определённо кайфовый.

Похожие статьи

Рабочий процесс Не распыляйся

Забей на всё кроме «самого главного» и засунь совести кляп в глотку

Посмотри вокруг Поиск Д’Артаньяна в Южной Пасадене

Как Тодд Филлипс заново изобрёл «Трёх мушкетёров»

Рецензия В нашем доме поселился замечательный сосед

Остросоциальная расчленёнка от самого душевного режиссёра Германии

Рецензия Это была жизнь и она прошла мимо

Вскарабкаться по «Древу жизни» и не умереть со скуки

Боль и огонь Трэш, угар и содомия

Тест: как хорошо вы помните фильм «Зелёный слоник»?